Разработка и внедрение СМК на предприятии

Этапы приведения системы менеджмента качества (СМК) в соответствие с требованиями стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2011 / исо 9001 2011):
  1. Проведение обследования действующей у заказчика (далее Организации) СМК.

Результатом обследования (1 день) является отчет содержащий перечень несоответствий требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2011).

В результате обследования так же определяются основные бизнес-процессы, ответственные за реализацию проекта со стороны Организации. После проведения обследования консультант готовит на согласование и утверждение Организации календарный план реализации проекта, вплоть до выхода на сертификацию, а так же план-график разработки документации СМК.

  1. Повышение квалификации.

Повышение квалификации персонала проводится непосредственно в Организации (для организаций численностью менее 100 сотрудников – 2 дня).

На повышении квалификации осуждаются все вопросы будущего проекта: этапы работы, цели работы, а так же основные положения СМК. После проведения подобного семинара сотрудники будут иметь всю необходимую информацию о проекте, что позволит более эффективно его реализовать. Так же Организации передаются презентационные (аудио) материалы, которые можно использовать для повышения квалификации вновь нанятых сотрудников. Темы презентации представлены в таблице ниже:

Темы презентации

Время звукового сопровождения, мин

Образец цикла материалов для повышения квалификации руководителей и специалистов строительных организаций по системе менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001-2011).

13

Организация работы предприятий строительного комплекса в рыночных условиях хозяйствования.

22

Причины создания на предприятиях строительного комплекса СМК на основе стандартов ИСО серии 9000. Политика Федерального Агентства по строительству и ЖКХ по вопросу создания СМК.

20

Эволюция и современная философия систем качества. Законодательство в области качества.

10

Основные принципы СМК по ISO 9000:2008.

55

Особенности системы менеджмента качества (СМК).

20

Система стандартов ISO 9000:2008

14

Стандарт ISO 9001:2008 (обзор)

142

Миссия, видение, политика и цели в области качества.

25

Идеология процессного подхода в стандартах ISO 9000:2008.

36

Организационная структура СМК.

30

Документация СМК.

28

Распределение полномочий и ответственности.

13

Анализ СМК

52

Мониторинг удовлетворенности заказчиков.

21

Корректирующие и предупреждающие действия.

37

Внутренний аудит СМК.

56

Сертификация систем качества, в том числе аудит «второй стороны».

21

Этапы разработки и внедрения СМК.

42

Контроль, оценка, анализ, проверка, согласование, валидация и утверждение проектной документации.

35

Методика описания процесса.

30

Методика описания документированной процедуры.

26

Аутсорсинг.

15

Государственная экспертиза проектной документации.

6

Количество сертификатов по ISO 9001:2008.

7

Перспективы лицензирования строительной деятельности.

13

Общее время презентаций

800 мин / часов

  1. Разработка документации СМК.
На этом этапе происходит разработка документации системы менеджмента качества требуемой стандартом ГОСТ ISO 9001-2011. Документация включает в себя следующие процедуры:

Наименование документа СМК

Примечание

Политика в области качества

Документ, содержащий общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Цели в области качества

Документы с указанием на то, чего добиваются, или к чему стремятся в области качества. Это конкретные показатели которые необходимо достичь ответственным лицам, к установленному времени.

Руководство по качеству Общий документ для установления ответственности в системе та менеджмента качества, определения процессов, необходимых для СМК и определения их взаимосвязи, обоснования исключений.Структура Руководства по качеству обычно строится в соответствии ГОСТ ISO 9001-2011.
ДП (МИ) Управление документацией Управление документацией включает: документацию СМК; Политику и цели в области качества, описание процесса, документированные процедуры, нормативные документы; организационно-распорядительные документы; организационные документы; другую документацию необходимую для планирования, осуществления процессов и управления ими.
ДП (МИ)1 Управление записями (данными) о качестве

Управление записями включает: протоколы, отчеты о внутреннем аудите, результаты анализов и т.п.

ДП (МИ) Проведение внутренних аудитов

Аудит - Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. В документе описывается процедура аудита.

ДП (МИ) Управление несоответствующей продукцией

В документе описываются действия института связанные с выявлением брака, его идентификацией, исправлением и мерами по предупреждению его повторного повторения.

ДП (МИ) Корректирующие действия

Данный документ описывает процедуру по реализации корректирующих мероприятий (поиск и устранение причин несоответствий)

ДП (МИ) Предупреждающие действия Данный документ описывает процедуру по реализации предупреждающих мероприятий (поиск и устранение существующих причин потенциальных несоответствий)
П2 Описание процесса: Описание всех видов деятельности организации, которые являются самостоятельными в рамках Устава компании. Описание процессов в дополнение к технологии (порядку) выполнения работ требует определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности процессов; установить требования к обеспечению ресурсами; определить методы и осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов

В случае возникновения необходимости разрабатываются другие регламентирующие документы, не являющихся обязательными.

Практика показывает, что к таким документам относиться:

  • процедура заключения договоров;

  • процедура выбора субподрядчиков и закупки материалов и услуг;

  • процедура анализа системы менеджмента качества;

  • процедура оценки удовлетворенности заказчиков;

  • положение по мотивации;

  • процедура управление стратегическим развитием и др.

Реализация данного этапа:

Мы практикуем разные способы методической и консультационной помощи Организации при разработке документации в зависимости от степени участия консультантов: от передачи методических документов, наработок, примеров и непосредственного общения консультанта с разработчиком документа по средствам связи до личного общения консультанта с сотрудниками Организации по каждому документу, требуемому стандартом ГОСТ ISO 9001-2011 для эффективной работы организации.

Срок реализации данного этапа зависит от размера самой организации, выбора степени участия сотрудников Организации, которым будет поручена разработка документации.

4. Внедрение документации СМК.

На этом этапе под руководством консультанта, ответственный исполнитель со стороны Организации осуществляет внедрение документации. В задачу ответственного исполнителя входит на протяжении месяца ознакомить всех сотрудников организации с разработанными документами. При этом разработанные документы внедряются по мере их утверждения. Таким образом, все сотрудники должны ознакомиться с документами, регламентирующими их деятельность, т.е. документами СМК.

Данный этап реализуется параллельно этапу разработки документации по мере утверждения документов.

5. Проведение внутреннего аудита и обучение внутренних аудиторов.

На данном этапе проводится внутренний аудит, целью которого является определение степени выполнения работы сотрудниками Организации, в рамках правил установленных документацией СМК. После проведения аудита составляется отчет о несоответствиях, которые Организация исправляет и таким образом налаживает работу СМК. Данный этап является одним из наиболее важных, так как именно контроль исполнения предписаний документации СМК гарантирует ее результативное внедрение.

Реализация данного этапа возможна двумя путями:

1. В Организации проводиться обучение внутренних аудиторов из числа сотрудников. После проведения обучения (в рамках графика проведения аудитов) внутренние аудиторы совместно с консультантом осуществляют внутреннюю проверку СМК.

После реализации этапа, внутренние аудиторы уже без помощи консультанта самостоятельно в течение года проводят плановые проверки СМК с целью обеспечения ее соответствия, что так же является требованием стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).

2. Внутренние аудиты СМК проводит консультант непосредственно в Организации, два раза в год в течение двух дней. Данная схема является более эффективной, чем первая, так как квалификация консультанта позволяет осуществить более глубокую проверку и выявить все риски связанные с результативностью системы менеджмента качества Организации. Кроме того, при данной схеме консультант осуществляет методическую (передача методических документов, наработок, примеров) и консультационную (непосредственное общение консультанта с сотрудниками Организации) помощь в разработке корректирующих действий по выявленным в ходе аудита несоответствиям, а так же по несоответствиям выявленных в ходе ежегодного аудита органа по сертификации.

1) ДП (МИ) — документированная процедура (методологическая инструкция)
2) П – документ – описание процесса СМК

И разработка и внедрение системы менеджмента качества занимают весьма длительное время — это очень серьезные процессы, от которых напрямую зависит эффективность дальнейшей деятельности. Даже в самых простых случаях внедрение СМК на предприятии может занимать несколько месяцев. Мы беремся за это дело максимально комплексно — сюда входит и разработка процессов СМК, и их документирование, и повышение квалификации персонала, и разработка политик дальнейшего улучшения качества. У нас разработка и внедрение СМК всегда подразумевает полную разработку всей методологии и сопутствующих ей документов. В результате заказчик получает не просто систему «на словах» — получает мощный и гибкий инструмент, обученный персонал (ознакомление каждого сотрудника с документацией), и даже собственную службу внутреннего аудита, которая будет следить за соблюдением всех норм данной системы. В целом, внедрение СМК в организации для нас является уже давно отработанным процессом — мы внедряли такие системы в строительных компаниях с тысячами сотрудников, и это очень быстро приносило свои результаты. Внедренная СМК — это доверие партнеров, увеличенные рынки сбыта, стабильное ведение бизнеса и прогнозирование развития на много лет вперед.

Детальная разработка элементов системы менеджмента качества занимает много времени — впрочем, все тут зависит от специфики конкретного бизнеса. Для промышленных и производственных предприятий проектирование и разработка СМК традиционно будет более сложным процессом. Зато тем большей будет экономическая выгода от оптимизации и реорганизации бизнес-процессов, когда пройдет сертификация, и предприятие будет намного более выгодным потенциальным партнером для кого угодно. Проводится разработка СМК на предприятии в максимально тесном контакте с сотрудниками, после проведения обследования действующее системы, если таковая есть. Несоответствия с требованиями стандарта ISO выявляются очень быстро, и составляется конкретный план по их устранению. Но в стоимость разработки СМК входит гораздо больший перечень работ – ведь конечная цель внедрения не слепое следование требованиям стандартов, а получение вполне ощутимой финансовой выгоды. Так что сюда включаются и услуги управленческого консалтинга (от проведения обучающих презентаций до разработки общих документов и даже управления документацией), и регулярный внутренний аудит системы менеджмента качества (как альтернатива – полное обучение внутреннего подразделения аудиторов, которые сами будут выполнять такие функции).

По вопросам оказания услуг обращайтесь:
Телефон: +7 (499) 390-35-67
E-mail: info@cnio-cert.ru