СТАНДАРТЫ ISO 9001

Стандарты ISO разработала международная организация по стандартизации – International Organization for Standartization (ISO). Их целью является формирование политики в области стандартизации во всем мире. Это общественная организация, членство в которой добровольное и на сегодняшний день членами ИСО являются органы стандартизации (аналоги российского Госстандарта) более чем 178 стран мира, а количество разработанных стандартов превышает 16000.

Первая версия стандартов ISO серии 9000 появилась еще в 1987 году. Тогда ее основным назначением было введение и обеспечение системы качества. Впоследствии стандарты дважды пересматривались. В частности, в 2000 году было исключено понятие обеспечения качества. Основной акцент был поставлен на процессный подход в управлении качеством. Эта версия называлась ISO 9000:2000.

Год потребовался на перевод в нашей стране, поэтому у нас национальный государственный стандарт датируется 2001 годом и звучит как ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

С 1 января 2013 г. отменяется национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» и вводится в действие стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», идентичный международному стандарту ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems — Requirements»).

Срок действия сертификата ГОСТ ISO 9001-2011 – три года.

Внедрение системы менеджмента качества предусматривает участие в повышении качества продукции и услуг всех подразделений компании и всех уровней организационной структуры. Разработка системы менеджмента качества так же предусматривает влияние действий поставщиков и подрядчиков сертифицируемой организации на повышение качества продукции либо услуг.

Стоит отметить, что сертификация систем менеджмента качества способствует не только единовременному увеличению качества товаров и услуг, но и направлена на стабильно эффективную деятельность предприятия

Фактически СМК представляет собой систему качественного менеджмента компании, включающую: взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и процедуры, организационные и технические мероприятия, цели, планы, компетентный персонал, основные средства, документацию, т.е. все то, что необходимо компании для достижения целей хозяйственной деятельности.

В основе каждого требования стандарта заложены восемь принципов менеджмента качества, которые при внедрении Системы менеджмента пронизывают документы компании, по которым начинает работать весь персонал, реализуя их в своей деятельности:

•  Ориентация на потребителя

•  Лидерство руководителей

•  Вовлечение работников

•  Процессный подход

•  Системный подход к менеджменту

•  Постоянное улучшение

•  Основанный на фактах подход к принятию решений

•  Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Эти принципы образуют основу построения и функционирования СМК.

Подробнее об этапах внедрения Системы менеджмента качества

Сертификация систем качества ИСО 9001 (ISO 9001) обеспечивает не только совершенствование продукции компании, как следствие, разработка систем качества на предприятии и прочих организациях обеспечивает структурирование и отладку внутренних бизнес-процессов, должностных инструкций и документооборота.

Сертификат ИСО 9000 является гарантией стабильности организации и позволяет быть уверенным в перспективе развития собственного бизнеса. Таким образом, наличие на предприятии сертификата ИСО 9001 (ISO 9001) обеспечивает лояльное отношение у клиентов к организации в целом, а также является важным показателем надежной и продуктивной деятельности предприятия.

Несмотря на то, что сегодня многие компании еще не в полной мере осознали преимущества сертификации ИСО 9001 (ISO 9001), аналитики прогнозируют переход всех жизнеспособных российских компаний к управлению системой менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9001 (ISO 9001) в самое ближайшее время.